Оставайтесь с нами
Психология

Сергей Ковалев: О смысле и смыслах краткой человеческой жизни

Наверное, нет ни одного человека, который хотя бы раз в жизни не задавался так называемыми «вечными вопросами»: «Зачем я?», «Кто я?», «К чему я иду?», «Зачем мне была дана жизнь?» и аналогичными.

Потому что, как писали великие «Жизнь, которая не подвергнута осмыслению, не стоит того, чтобы быть прожитой» (Платон)

Так вот, для пусть не конечных, но все же приближенных к истине ответов на эти вопросы, я и написал эту статью. Которая, безусловно, вызовет массу споров, а с ними опровержений и даже отвержений. Уж слишком велик масштаб обсуждаемых в ней вышеобозначенных тем – и это на фоне огромного разброса в подходах и их трактовках и интерпретациях.

Однако безусловная необходимость преодоления тупиков развития цивилизации, которая похоже потеряла смысл своего существования, а также поиска выходов из лабиринта проблем психологии человека, в которой высокие вопросы бытия стали прямо-таки табуированными настоятельно требует, как минимум, очередной их постановки. С одновременной попыткой дать хоть какие-то ответы на все эти благословенные, и одновременно проклятые вопросы бытия.

А потенциальным своим критикам я напоминаю, что все, что изложено ниже, это не истина в последней инстанции, а всего-навсего модель, предназначенная для целей психотерапии человеческой жизнедеятельность. Еще одна дерзкая (от слова «дерзать», а не «дерзить»…) попытка понять замысел Бога…

Если брать «по-крупному», то все эти вечные вопросы бытия можно свести к двум основополагающим. О смысле и смыслах краткой человеческой жизни. И о ее ценности в контексте неизбежного конца земного существования. И на мой взгляд, представляющего не конец, а только смену формы существования, уровня реальности и плоскости бытия…

Дело в том, что без ответов на сакраментальные вопросы «Зачем все это приключилось» (смыслы) и «Ради чего все это было?» (ценности), жизнь с ее тяготами и трагичной конечностью, а еще и краткосрочностью, а также сама по себе жизнедеятельность человека становится как бы никчемной, в буквальном смысле этого слова: ни к чему.

А дежурные «модели» смыслов и ценностей, предложенных современной цивилизацией в виде чувственных удовольствий; материальных благ; статуса и власти, достижение которых якобы и является смыслом человеческой жизни, по мере их постижения и достижения обесцениваются, и обессмысливаются. Ибо на проверку оказываются, не более чем не слишком адекватным средством обретения чего-то иного: и большего, и лучшего…

Так вот, в рамках небезызвестного, я надеюсь, интегрального нейропрограммирования, а, точнее, его версии 3.0 данная проблема была мною, возможно немного, но рассмотрена, и раскрыта. Потому что концепция шести уровней и стадий жизни человека на данном пути достижения и постижения им своей Космической Сути, как бы имманентно предполагала, что каждые из них (я имею в виду уровни и стадии) должны иметь отдельный смысл, как бы задающий всякий раз другую систему ценностей, равно как и ведущих мотивов и потребностей. Причем система этих смыслов напоминает «матрешку», в коей низшие смыслы и ценностей никуда не уходят, но как бы теряют свою актуальность и значимость: как в контексте вышележащего уровня и следующей стадии жизнедеятельности, так и всей системы в целом…

Напомню, что модель шести стадий, они же уровни, жизнедеятельности предполагает следующую их последовательность:

  • Адаптация
  • Социализация
  • Индивидуализация
  • Трансперсонализация
  • Осуществление 
  • Освобождение.

То есть, проявившийся на этой земле в теле представителя биологического вида Homo Sapiens, Отдельный Космический Разум, в качестве Земного Существа должен сначала приспособиться к, в общем-то, весьма некомфортным условиям существования в трехмерном материальном мире (точнее – реальности четырехмерного пространства–времени по Эйнштейну и Миньковскому) как говорится, адаптации для.

Далее он просто-таки обязан вписаться, вписать себя, в систему социальных отношений, осуществив полную и подлинную социализацию.

Однако, несмотря на то, что в цивилизационных канонах западного толка оная рассматривается как некая окончательная реализация лозунга «Жизнь удалась!»,ну это если предполагаемые и предлагаемые качеством социализации уровни материального благополучия, статуса и власти оказались высокими или хотя бы удовлетворяющими, данная стадия жизни вовсе не является как бы завершающей оную, жизнедеятельность в целом. Потому что главная задача жизни в мире – индивидуализация как понимание и раскрытие собственной неповторимости «Познай сам себя» — именно это, если вы помните, и было написано на входе в Дельфийский ораколий в качестве универсального ответа на все вопросы страждущих, осталось как бы «за кадром». Точнее, за жесткими рамками и строгими границами общественной жизни с ее запретом на проявления подлинного Я, скрытого за ролями, масками и амплуа «социальщины»…

Именно эти три стадии – адаптация, социализация и индивидуализация – взятые в целом, и исчерпывают психологическое содержание того, что, как я и писал выше, ранее именовалось «Жизнь в Мире». Потому что далее, даже без ухода в монастырь и принятия на себя послушничества, у, увы, весьма ограниченного количества людей начинается «Жизнь в Духе». Сначала на трансперсональной стадии, предполагающей и дозволяющей как бы выход за пределы: себя, земной жизни и даже пространственно-временного континуума. А далее на стадиях осуществления, предполагающей «асурические» (от слова «асур», значение которого найдете сами…) деяния планетарного масштаба - создание парадигм и учений; подвижки народов и масс ets. И освобождения, включающего завершение земных дел и высвобождение от, простите, «тварного» или, если хотите, материального существования: либо переходом в иную плоскость бытия, либо полным выходом из колеса Сансары -земных воплощений. С окончательным уходом из феноменологической в трансцендентную реальность…

«В общем» все это выглядит весьма логично и даже красиво. Однако, когда начинаешь рассматривать данный шестиуровневый процесс жизнедеятельности «в частности», возникает множество вопросов. Далеко не все из них мне удалось разрешить. Однако тем, что пришло и нашлось, рискну все-таки поделиться.

Прежде всего, позволю напомнить читателям принцип кадуцея: волшебного жезла, каковой представляет собой стержень, обвитый двумя змеями. А также сказать и даже указать, что, применительно к жизни, в моей (и не только, но вот здесь-то я ни к кому не хочу «примазываться»…) трактовке стержень этот можно представить как своеобразную генеральную линию уровней и стадий человеческой жизнедеятельности человека. В том же ИНП это весьма наглядно и даже возможно лучше всего представлено структурой восемнадцати нейрологических уровней. Где пресловутые змеи суть содержательные и динамические аспекты жизни человека, весьма даже разные и очень своеобразные. В этом случае смыслы можно рассматривать как нечто или более содержательное, тогда как ценности – также нечто или более динамическое.

Кстати, аналогично, но на более низком уровне обобщения мотивы человеческого поведения как бы более содержательны, чем лежащие в основе их весьма даже динамические потребности.

Так вот, если как бы рассматривать центральную часть кадуцея – стержень человеческой жизнедеятельности, то в общем и целом (но весьма обобщенно) можно принять следующие шесть смыслообразующих «блоков» ценностно-смыслового «плетения» шести стадий жизни человека:

  • Удовольствие (Адаптация)
  • Польза (Социализация)
  • Познание (Индивидуализация)
  • Осмысление и/или освоение (Трансперсонализация)
  • Реализация (Осуществление) и
  • Выход/уход/переход (Освобождение)

Любопытно, что вышеприведенная последовательность вполне даже (если вспомнить, что осмысление мира представляет собой весьма деятельное и в чем-то воинственное освоение реальности) соответствует основным архетипическим ролям в мифологии «странствования героя» (Д. Кэмпбелл):

  • Невинный
  • Сирота
  • Скиталец
  • Воин
  • Маг
  • Мудрец.

Однако будучи раскрыты как бы по отдельности для смыслов «Зачем?» и ценностей «Ради чего?» они выглядят как бы даже совсем несколько по-другому:

Получается, что на стадии адаптации смыслом человеческом жизни является выживание, а ценностью – жизнь как таковая.

На стадии социализации – некое «заслуживание» благ, основывающиеся на ценности служения.

На стадии индивидуализации – обретение себя и самореализация, исходящие из ценности самопроявления.

На стадии трансперсонализации – самораспространение в пространстве и времени, основывающиеся на ценности сущности бытия, осмысления оного.

На стадии осуществления – собственно самоосуществление и самоактуализация, побуждаемые очень высокой ценностью Предназначения, его познания и реализации.

И, наконец, на стадии освобождения – изменение реальности и плоскости бытия, основывающееся на ценности Свободы от феноменологического мира, возврата к трансцендентности.

Весьма любопытно, что, с точки зрения мотивов и потребностей – еще двух из всевозможных «змей» кадуцея -, все это может быть представлено следующим образом:

То есть адаптация человека целиком и полностью осуществляется за счет мотивации выживания, базирующейся на вполне даже гедонистической потребности в уменьшении страданий и увеличении удовольствия.

Социализация – на мотивации безопасности и потребности ухода от тотального страха к «некоему» обезопасиванию себя.

Индивидуализация – на мотивации любви и социальной активности, под которой скрывается яростная потребность избавиться от обезличенности и обрести собственную индивидуальность.

Трансперсонализация – на мотивации обретения уважения и самоуважения, в основе которой, похоже, лежат не банальные потребности в статусе и власти, а мощное стремление к осознанию и осмыслению бытия.

Осуществление – на мотивации самоактуализации и еще более сакральной потребности в реализации Предназначенного. Ну а освобождение – на свойственной каждой Душе мотивации самотрансценденции, исходящей из потребности возвратиться в исходный и базовый, а заодно и единственно реальный мир трансцендентности, подлинную нашу Родину, которую так хорошо описали Р. Монро («Далекие путешествия» и «Окончательные путешествия») и Р. Брюс («Астральная динамика»).

Упражнение

Попробуйте, исходя из вышеизложенного:

1. Проанализировать свою жизнь с точки зрения ее смыслов и ценностей

2. Понять, по какой мотивации и за счет каких глубинных потребностей вы здесь живете

3. Определить на какой стадии жизни вы находитесь и/или устойчиво застряли

4. Узнать зачем и ради чего вам стоит жить дальше

5. Осознать, что нужно уже сейчас сделать и делать, чтобы как можно лучше самоосуществиться. 

Лебедева Оксана

Мне многого не надо, достаточно того, что я хочу!

Оставить свой комментарий

Правила общения на сайте:

— Комментарии проходят премодерацию.

— Здесь нет демократии и мы не обсуждаем свои решения.

— Мы рады адекватным собеседникам.

Простейшие нормы приличия позволяют пройти наш «фейс-контроль», если вам сложно понять нашу речь, специально для вас: правила комментирования на сайте.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ещё несколько последних записей в рубрике
Психология
как быть собой
Как остаться собой?

Мы живем в мире примеров, с самого детства нам приводят примеры, кто поступил хорошо, а...

Психология
Высокая самооценка поможет тебе стать вершителем своей судьбы
Высокая самооценка поможет тебе стать вершителем своей судьбы

Всё ещё мучаетесь вопросом на сколько хорошо или на сколько плохо иметь высокую самооценку? Михаил...

Психология
воспитание детей
Стили воспитания детей, их разновидности и характеристики

Семья для каждого человека является обществом, благодаря которому он получает свой начальный опыт социального общения....

Психология
когда трудно общаться
5 признаков девушки, с которой трудно общаться или почему от неё бегут подруги и парни

Инициатива в общении не всегда бывает взаимной. Если кто-то в ответ на дружеские жесты отвечает...

Психология
женщина говорит с мужчиной
Как понять, что имеет в виду женщина, когда говорит, перевод с женского языка на мужской

Совершенно очевидно, что мужчины и женщины говорят на разных языках — даже если с одним...

Психология
перестать беспокоиться
Как нельзя вырваться из круга беспокойства или бесполезные стратегии избавления от беспокойства

«Мне непременно грозит увольнение», «для супруги я одно разочарование», «врач согласен с диагнозом другого, но...

загрузка...
Популярно
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!