ᐈ Психология ᐈ Нассим Талеб: Логика риска ᐈ Domikus
Оставайтесь с нами
Психология

Нассим Талеб: Логика риска

Логика риска

Де­лим­ся пе­ре­во­дом цен­траль­ной главы новой книги ле­ген­дар­но­го ав­то­ра «Ан­ти­хруп­ко­сти» и «Чер­но­го ле­бе­дя».

При­шло время разо­брать­ся в том, что такое эр­го­дич­ность, ги­бель и (опять же) ра­ци­о­наль­ность. Рас­смот­рим один мыс­лен­ный экс­пе­ри­мент.

В пер­вом слу­чае сто че­ло­век от­прав­ля­ют­ся в ка­зи­но. Каж­дый из них пла­ни­ру­ет по­ста­вить опре­де­лен­ную сумму и по­лу­чить бес­плат­ный джин с то­ни­ком — см. ко­микс на ил­лю­стра­ции. Кто-то про­иг­ра­ет, кто-то по­бе­дит, а мы смо­жем в конце дня оце­нить пре­иму­ще­ство, про­сто под­счи­тав, сколь­ко денег оста­лось у людей после воз­вра­ще­ния из ка­зи­но. Так мы можем вы­яс­нить, на­сколь­ко верно ка­зи­но про­счи­ты­ва­ет ве­ро­ят­но­сти. Пред­по­ло­жим, игрок № 28 про­иг­рал­ся в пух и прах. По­вли­я­ет ли это на иг­ро­ка № 29? Нет.

Разница между ситуациями, когда 100 человек идут в казино, и когда один человек идет в казино 100 раз — конвенциональное понимание вероятности. Это заблуждение имеет место в экономике и психологии с незапамятных времен. Можно смело под­счи­тать, со­глас­но при­ве­ден­но­му при­ме­ру, что около 1% иг­ро­ков оста­нут­ся ни с чем. Если вы про­дол­жа­е­те иг­рать, со­от­но­ше­ние оста­нет­ся при­мер­но оди­на­ко­вым: 1% иг­ро­ков за весь вре­мен­ной про­ме­жу­ток.

Те­перь рас­смот­рим вто­рой слу­чай. На­при­мер, ваш дво­ю­род­ный брат Тео­дор Ибн Варка на про­тя­же­нии 100 дней под­ряд по­се­ща­ет в ка­зи­но с опре­де­лен­ной сум­мой. На 28-й день Тео­дор про­са­жи­ва­ет все. Будет ли 29-й день? Нет. У него не оста­лось ре­сур­сов для про­дол­же­ния. Игра окон­че­на.

Неза­ви­си­мо от того, на­сколь­ко Тео­дор Ибн Варка хорош или на­блю­да­те­лен, легко под­счи­тать, что ве­ро­ят­ность того, что он в ко­неч­ном счете про­иг­ра­ет вчи­стую, равна 100%.

Ве­ро­ят­ность успе­ха, ко­то­рая при­ме­ни­ма к груп­пе людей, не от­но­сит­ся к ку­зе­ну Тео­до­ру. На­зо­вем пер­вый слу­чай «ко­ли­че­ствен­ной ве­ро­ят­но­стью», а вто­рой — «еди­но­вре­мен­ной ве­ро­ят­но­стью» (по­сколь­ку в пер­вом слу­чае речь идет о неко­то­ром ко­ли­че­стве людей, а во вто­ром — об одном че­ло­ве­ке на про­тя­же­нии опре­де­лен­но­го вре­ме­ни).

Будь­те осто­рож­ны впредь, читая тек­сты про­фес­со­ров и фи­нан­со­вых гуру или изу­чая ин­ве­сти­ци­он­ные ре­ко­мен­да­ции мест­но­го банка, если они ос­но­ва­ны на дол­го­сроч­ной до­ход­но­сти рынка. Даже если бы их про­гно­зы были прав­дой (а это не так), никто не может по­лу­чить доход от рынка — разве что у вас есть без­дон­ные кар­ма­ны и от­сут­ству­ет риск невос­пол­ни­мой по­те­ри. Эти люди пу­та­ют ко­ли­че­ствен­ную ве­ро­ят­ность с еди­но­вре­мен­ной. Когда ин­ве­сто­ру рано или позд­но при­дет­ся умень­шить свой лимит из-за убыт­ков, или из-за вы­хо­да на пен­сию, или по­то­му, что он же­нил­ся на быв­шей жене со­се­да, или по­то­му, что он по­ме­нял свои взгля­ды на жизнь, его до­хо­ды пе­ре­ста­нут со­от­вет­ство­вать до­хо­ду рынка — и точка.

Уо­р­рен Баф­фетт ко­гда-то го­во­рил, что прак­ти­че­ски любой, кто выжил в рис­ко­ван­ном биз­не­се, го­во­рит одно и то же раз­ны­ми сло­ва­ми: «чтобы до­бить­ся успе­ха, сна­ча­ла нужно вы­жить». Моя вер­сия зву­ча­ла так: «не сто­ить пе­ре­се­кать реку, в ко­то­рой два метра глу­би­ны». Я эф­фек­тив­но ор­га­ни­зо­вы­вал всю свою жизнь ис­хо­дя из того, что по­сле­до­ва­тель­ность со­бы­тий имеет зна­че­ние, и фак­тор ги­бе­ли не поз­во­ля­ет про­во­дить ана­лиз за­трат и выгод; но я не пред­став­лял, на­сколь­ко глу­бо­ким был изъян в тео­рии при­ня­тия ре­ше­ний. Все из­ме­ни­лось, когда вне­зап­но вышла ста­тья фи­зи­ка Оле Пе­тер­са, ра­бо­тав­ше­го с ве­ли­ким Марри Гелл-Ман­ном.

Они по­ка­за­ли раз­ни­цу между ко­ли­че­ствен­ной и еди­но­вре­мен­ной ве­ро­ят­но­стью на при­ме­ре мыс­лен­но­го экс­пе­ри­мен­та, по­доб­но­го тому, что я при­вел выше, и про­де­мон­стри­ро­ва­ли, что со­ци­аль­ные науки за­блуж­да­ют­ся в своем тол­ко­ва­нии ве­ро­ят­но­сти. Глу­бо­ко за­блуж­да­ют­ся. Очень глу­бо­ко за­блуж­да­ют­ся. Про­шла чет­верть ты­ся­че­ле­тия с тех пор, как ма­те­ма­тик Якоб Бер­нул­ли вывел фор­му­лу, при­ня­тую за стан­дарт, и все это время почти все люди, име­ю­щие от­но­ше­ние к тео­рии при­ня­тия ре­ше­ний, за­блуж­да­лись. Все ли? Не со­всем: все эко­но­ми­сты, но не все.

Марк Шпицнагель

Ма­те­ма­ти­ки Клод Шен­нон, Эд Торп и физик Дж. Л. Келли, из­вест­ный бла­го­да­ря кри­те­рию Келли, при­шли к вер­но­му по­ни­ма­нию. Отец стра­хо­вой ма­те­ма­ти­ки, швед­ский ма­те­ма­тик Ха­ральд Кра­мер также понял суть. Более два­дца­ти лет назад такие прак­ти­ки, как Марк Шпиц­на­гель и я сам, стро­и­ли во­круг этого прин­ци­па всю свою ка­рье­ру в биз­не­се. (Я по­ни­маю, как это ра­бо­та­ет на сло­вах, при сдел­ках и при­ня­тии ре­ше­ния, могу опре­де­лить на­ру­ше­ние эр­го­дич­но­сти, но я ни­ко­гда не мог до конца разо­брать­ся в ма­те­ма­ти­че­ской струк­ту­ре — об эр­го­дич­но­сти можно про­честь в «Оду­ра­чен­ных слу­чай­но­стью»).

Мы со Шпиц­на­ге­лем спе­ци­аль­но за­пу­сти­ли биз­нес, ко­то­рый дол­жен был по­мочь ин­ве­сто­рам из­ба­вить­ся от огра­ни­чи­ва­ю­щих фак­то­ров, ко­то­рые ме­ша­ли им по­лу­чить доход от рынка. Позже я ото­шел от дел, но Марк про­дол­жа­ет за­ни­мать­ся Universa — неустан­но и успеш­но, в то время как все осталь­ные по­тер­пе­ли неуда­чу. Мы были разо­ча­ро­ва­ны эко­но­ми­ста­ми, ко­то­рые не по­ни­ма­ют, что такое эр­го­дич­ность, и про­дол­жа­ют го­во­рить, что бес­по­кой­ство о хво­стах «ир­ра­ци­о­наль­но».

Про­бле­ма прин­ци­па «шкуры на кону» — в сле­по­те окру­жа­ю­щих. Идея, ко­то­рую я здесь из­ло­жил, про­ста. Но по­че­му за 250 лет никто до этого не дошел? Еще раз: «шкура на кону».

Эргодичность

Как мы уже знаем, си­ту­а­ция счи­та­ет­ся неэр­го­дич­ной, когда на­блю­да­е­мая в про­шлом ве­ро­ят­ность не при­ме­ни­ма к бу­ду­щим про­цес­сам. Где-то есть «оста­нов­ка», по­гло­ща­ю­щий ба­рьер, ко­то­рый предот­вра­ща­ет по­яв­ле­ние людей со «шку­рой на кону» — и си­сте­ма неиз­мен­но будет стре­мить­ся к этому мо­мен­ту. На­зо­вем такие си­ту­а­ции «ги­бе­лью», по­сколь­ку это со­сто­я­ние не под­ра­зу­ме­ва­ет вос­ста­нов­ле­ния. Ос­нов­ная про­бле­ма в том, что при ве­ро­ят­ной ги­бе­ли ана­лиз за­трат-вы­год боль­ше невоз­мо­жен.

Рас­смот­рим более экс­тре­маль­ный при­мер по срав­не­нию с экс­пе­ри­мен­том в ка­зи­но.

Пред­по­ло­жим, что груп­па людей иг­ра­ет в рус­скую ру­лет­ку с при­зом в один мил­ли­он дол­ла­ров. Около пяти из шести оста­нут­ся в вы­иг­ры­ше. Если ис­поль­зо­вать стан­дарт­ный ана­лиз за­трат и ре­зуль­та­тов, можно утвер­ждать, что у каж­до­го иг­ро­ка есть 83,33% шан­сов на при­быль, а «ожи­да­е­мая» сред­няя при­быль за каж­дый вы­стрел со­ста­вит около $833333. Но про­бле­ма в том, что мно­го­крат­ная игра в рус­скую ру­лет­ку непре­мен­но при­ве­дет вас на клад­би­ще. Ваш ожи­да­е­мый доход... не вы­чис­лить.

Повторяющиеся риски

Да­вай­те раз­бе­рем­ся, по­че­му «ста­ти­сти­че­ских ис­пы­та­ний» и «на­уч­ных» за­яв­ле­ний недо­ста­точ­но, когда есть «ги­бель» и по­вто­ря­ю­щий­ся риск. Если кто-то возь­мет­ся утвер­ждать, что «ста­ти­сти­че­ские дан­ные под­твер­жда­ют без­опас­ность этого са­мо­ле­та» с уве­рен­но­стью 98% (в ста­ти­сти­ке мень­ший про­цент не имеет смыс­ла), и будет дей­ство­вать, ис­хо­дя из этой уве­рен­но­сти, то ни один опыт­ный пилот не дожил бы до наших дней.

В моей войне с Monsanto сто­рон­ни­ки ге­не­ти­че­ски мо­ди­фи­ци­ро­ван­ных (транс­ген­ных) ор­га­низ­мов при­во­ди­ли в ка­че­стве ар­гу­мен­та ана­лиз выгод (чаще всего несо­сто­я­тель­ный и вы­со­сан­ный из паль­ца), вме­сто того, чтобы про­ана­ли­зи­ро­вать оста­точ­ные риски в си­ту­а­ции их по­вто­ре­ния.

Пси­хо­ло­ги ста­вят ди­а­гноз «па­ра­нойя» или «непри­я­тие риска» на ос­но­ве од­но­го-един­ствен­но­го экс­пе­ри­мен­та, а после бе­рут­ся утвер­ждать, что у этих людей про­бле­мы с ра­ци­о­наль­ным вос­при­я­ти­ем и врож­ден­ная тен­ден­ция «пе­ре­оце­ни­вать» неболь­шие ве­ро­ят­но­сти. Можно по­ду­мать, че­ло­век ни­ко­гда боль­ше не сде­ла­ет ни­че­го рис­ко­ван­но­го!

На­пом­ним, что уче­ные в об­ла­сти со­ци­аль­ных наук стра­да­ют от про­блем с ди­на­ми­че­ским вос­при­я­ти­ем. Они неспо­соб­ны за­ме­тить оче­вид­ное про­ти­во­ре­чие та­ко­го по­ве­де­ния уко­ре­нив­шей­ся по­все­днев­ной ло­ги­ке. В том, чтобы вы­ку­рить одну си­га­ре­ту, нет ни­че­го опас­но­го, по­это­му ана­лиз за­трат и ре­зуль­та­тов со­чтет ир­ра­ци­о­наль­ным отказ от столь боль­шо­го удо­воль­ствия за такой неболь­шой риск! Но имен­но ку­ре­ние уби­ва­ет людей, опре­де­лен­ное ко­ли­че­ство пачек си­га­рет, де­сят­ки тысяч си­га­рет в год — дру­ги­ми сло­ва­ми, по­вто­ря­е­мое се­рий­ное дей­ствие.

Кроме того, в ре­аль­но­сти каж­дый от­дель­ный риск вно­сит вклад в со­кра­ще­ние про­дол­жи­тель­но­сти вашей жизни. Если вы взой­де­те на гору, ся­де­те на мо­то­цикл, за­ве­де­те зна­ком­ство с ма­фи­о­зи, нач­не­те са­мо­сто­я­тель­но управ­лять са­мо­ле­том или вы­пье­те немно­го аб­сен­та, ваша про­дол­жи­тель­ность жизни зна­чи­тель­но умень­шит­ся, хотя ни одно дей­ствие не ока­жет зна­чи­мо­го эф­фек­та само по себе. Из-за этого по­вто­ре­ния па­ра­нойя по по­во­ду ма­ло­ве­ро­ят­ных со­бы­тий ста­но­вит­ся со­вер­шен­но ра­ци­о­наль­ным по­ве­де­ни­ем. Но нам не стоит слиш­ком пе­ре­жи­вать о себе; необ­хо­ди­мо пе­ре­не­сти неко­то­рые из наших забот на более зна­чи­тель­ные вещи.

Кто есть «ты»?

Об­ра­тим­ся к по­ня­тию «пле­ме­ни». Недо­ста­ток со­вре­мен­но­го мыш­ле­ния в том, что люди вяз­нут в ил­лю­зии, будто каж­дый из нас — от­дель­ный ор­га­низм, не за­ме­чая в этом про­ти­во­ре­чия. Я вы­брал де­вя­но­сто че­ло­век из тех, кто по­се­ща­ет мои се­ми­на­ры, и спро­сил их: «На­зо­ви­те худ­шее со­бы­тие, ко­то­рое может с вами слу­чить­ся». Во­семь­де­сят во­семь че­ло­век от­ве­ти­ли «моя смерть».

Толь­ко для пси­хо­па­та такой рас­клад может быть худ­шим. По­это­му я спро­сил тех, кто уве­рен, что самый страш­ный кош­мар — это их соб­ствен­ная смерть: «Ваша смерть плюс смерть ваших детей, пле­мян­ни­ков, дво­ю­род­ных бра­тьев, кошек, собак, по­пу­га­ев, хо­мяч­ков (если у вас во­об­ще есть кто-то из них) и че­ло­ве­че­ства в целом — это ведь хуже, чем про­сто ваша смерть? Ра­зу­ме­ет­ся, да. Тогда по­че­му вы на­зва­ли смерть самым пло­хим рас­кла­дом?»

Таким об­ра­зом, ста­но­вит­ся ясно, что ги­бель ин­ди­ви­да — это не так страш­но, как ги­бель целой груп­пы. Не стоит за­бы­вать и про эко­цид, необ­ра­ти­мое уни­что­же­ние окру­жа­ю­щей среды — вот о чем дей­стви­тель­но стоит бес­по­ко­ить­ся.

Иерархия рисков.Личный риск для спасения коллектива — это «храбрость» и «благоразумие» в одном флаконе, поскольку вы снижаете риск для всего общества

При­ме­ни­тель­но к струк­ту­ре эр­го­дич­но­сти: моя смерть за игрой в рус­скую ру­лет­ку не эр­го­дич­на для меня са­мо­го, но яв­ля­ет­ся та­ко­вой для си­сте­мы. Прин­цип предо­сто­рож­но­сти в трак­тов­ке, ко­то­рую я вывел с моими кол­ле­га­ми — как раз о гло­баль­ных рис­ках.

Каж­дый раз, когда я об­суж­даю прин­цип предо­сто­рож­но­сти, ка­кой-ни­будь су­пер­про­дви­ну­тый ин­тел­лек­ту­ал на­чи­на­ет рас­суж­дать о том, что «мы рис­ку­ем, пе­ре­хо­дя до­ро­гу», так зачем бес­по­ко­ить­ся о си­сте­ме? Эта со­фи­сти­ка меня утом­ля­ет. По­ми­мо того факта, что риск быть сби­тым ма­ши­ной со­став­ля­ет 1 на 47 000 лет, дело в первую оче­редь в том, что моя смерть — да­ле­ко не худ­ший сце­на­рий, если она не пе­ре­кли­ка­ет­ся со смер­тью дру­гих.

Моя жизнь ко­неч­на, но че­ло­ве­че­ский род про­дол­жа­ет су­ще­ство­вать.

Или

Я бес­смер­тен, но че­ло­ве­че­ство и эко­си­сте­ма об­ре­че­ны на вы­ми­ра­ние.

Как я из­ло­жил в «Ан­ти­хруп­ко­сти», хруп­кость ком­по­нен­тов — это залог проч­но­сти си­сте­мы. Если бы срок че­ло­ве­че­ской жизни был не огра­ни­чен, че­ло­ве­че­ство бы вы­мер­ло от несчаст­но­го слу­чая или из-за по­сте­пен­ной де­гра­да­ции. Но ко­рот­кая жизнь каж­до­го че­ло­ве­ка в от­дель­но­сти спо­соб­ству­ет тому, что из­мен­чи­вость окру­жа­ю­щей среды со­про­вож­да­ет­ся необ­хо­ди­мы­ми ге­не­ти­че­ские из­ме­не­ни­я­ми — люди эво­лю­ци­о­ни­ру­ют и при­спо­саб­ли­ва­ют­ся.

Храбрость и предосторожность — не противоположности

Каким об­ра­зом и храб­рость, и бла­го­ра­зу­мие могут быть клас­си­кой доб­ро­де­те­ли? Доб­ро­де­тель по «Ни­ко­ма­хо­вой этике» Ари­сто­те­ля вклю­ча­ет в себя: рас­су­ди­тель­ность, бла­го­ра­зу­мие и некую форму здра­во­го смыс­ла, ко­то­рую он опи­сал более ши­ро­ким по­ня­ти­ем фро­не­зи­са. Разве это не про­ти­во­ре­чит му­же­ству?

В нашем кон­тек­сте — аб­со­лют­но нет. Это одно и то же. Как же так?

Я могу про­явить храб­рость, спа­сая груп­пу детей, ко­то­рые вот-вот уто­нут — и это также в неко­то­ром роде со­от­вет­ству­ет бла­го­ра­зу­мию. Я жерт­вую ниж­ним зна­че­ни­ем пе­ре­вер­ну­той пи­ра­ми­ды (см. кар­тин­ку выше) ради тех, что рас­по­ла­га­ют­ся выше.

Храб­рость, со­глас­но гре­че­ско­му иде­а­лу, ко­то­рый уна­сле­до­вал Ари­сто­тель от Го­ме­ра, Со­ло­на, Пе­рик­ла и Фу­ки­ди­да, про­ти­во­по­лож­на эго­из­му:

Храб­рость — это когда вы жерт­ву­е­те соб­ствен­ным бла­го­по­лу­чи­ем ради вы­жи­ва­ния груп­пы людей.

Как ви­ди­те, это вполне со­от­вет­ству­ет нашей схеме под­дер­жа­ния устой­чи­во­сти си­сте­мы.

Глу­пый азарт­ный игрок — вовсе не смель­чак, осо­бен­но если он рис­ку­ет чу­жи­ми день­га­ми или дол­жен кор­мить семью. Этот при­мер, как и про­чие формы без­рас­суд­ной храб­ро­сти, на самом деле к храб­ро­сти от­но­ше­ния не имеют.

И снова о рациональности

Я го­во­рил о ??ра­ци­о­наль­но­сти с точки зре­ния фак­ти­че­ских ре­ше­ний, а не того, что мы на­зы­ва­ем «убеж­де­ни­я­ми» — по­сколь­ку они могут быть адап­ти­ро­ва­ны таким об­ра­зом, чтобы вну­шить нам необ­хо­ди­мость из­бе­гать всего, что угро­жа­ет вы­жи­ва­нию си­сте­мы. Если суе­ве­рия в этом по­мо­гут, то в них нет аб­со­лют­но ни­ка­ко­го про­ти­во­ре­чия ра­ци­о­наль­но­сти — более того, фор­маль­но было бы ир­ра­ци­о­наль­но ме­шать их рас­про­стра­не­нию.

Вер­нем­ся к Уо­р­ре­ну Баф­фет­ту. Он за­ра­бо­тал свои мил­ли­ар­ды не на ана­ли­зе эф­фек­тив­но­сти за­трат — ско­рее, про­сто тща­тель­но филь­тро­вал ин­фор­ма­цию из це­ле­вых ис­точ­ни­ков, а затем ловил воз­мож­но­сти, ко­то­рые про­шли отбор.

«Раз­ни­ца между успеш­ны­ми лю­дь­ми и по-на­сто­я­ще­му успеш­ны­ми в том, что по-на­сто­я­ще­му успеш­ные го­во­рят „нет“ прак­ти­че­ски всему», — писал он. Такая схема может при­ме­нять­ся и для того, чтобы го­во­рить «нет» оста­точ­ным рис­кам. По­то­му что есть мил­ли­о­ны спо­со­бов за­ра­бо­тать день­ги без при­ня­тия оста­точ­ных рис­ков. Есть мил­ли­о­ны спо­со­бов ре­ше­ния про­блем (на­при­мер, ми­ро­во­го го­ло­да) без слож­ных тех­но­ло­гий, внед­ре­ние ко­то­рых по­вле­чет за собой хруп­кость си­сте­мы и непро­гно­зи­ру­е­мую воз­мож­ность воз­ник­но­ве­ния оста­точ­ных рис­ков.

Нам вроде было бы неслож­но от­ка­зать­ся от ка­ких-ни­будь низ­ко­проб­ных тех­но­ло­гий. Мне неслож­но ужи­вать­ся со своим «па­ра­но­и­даль­ным пси­хо­зом», даже если это не со­всем пра­виль­но. Ведь од­на­ж­ды моя па­ра­нойя может оправ­дать себя, и это спа­сет мою жизнь.

Любовь к рискам определенного рода

Ос­нов­ная идея «Ан­ти­хруп­ко­сти» в том, что люди пу­та­ют риск ги­бе­ли с его ва­ри­а­ци­я­ми — упро­ще­ние, ко­то­рое на­ру­ша­ет более глу­бо­кую и стро­гую ло­ги­ку вещей. Это до­ка­зы­ва­ет обос­но­ван­ность любви к рис­кам, си­сте­ма­ти­че­ско­го «вы­пук­ло­го» вза­и­мо­дей­ствия со сре­дой, при­ня­тия мно­гих рис­ков, ко­то­рые не вклю­ча­ют в себя оста­точ­ные риски, но дают воз­мож­ность по­лу­че­ния оста­точ­ной при­бы­ли. Во­ла­тиль­ные ин­стру­мен­ты не обя­за­тель­но со­пря­же­ны с риском, и на­о­бо­рот. Спор­тив­ные прыж­ки со ска­мей­ки тре­ни­ру­ют мышцы и укреп­ля­ют кости — чего не ска­жешь о прыж­ке с два­дцать вто­ро­го этажа. Неболь­шие трав­мы при­но­сят поль­зу, в от­ли­чие от тя­же­лых. В одних слу­ча­ях па­ни­ка бес­по­лез­на, в дру­гих оправ­да­на. Риск и ги­бель — это раз­ные вещи.

Перевод: Ев­ге­ния Си­до­ро­ва

Ирина Воробьёва

Двигаясь, как мне казалось по прямой, я вернулась к тому месту, от которого начала это движение, но это явно не кругосветное путешествие.

Оставить свой комментарий

Правила общения на сайте:

— Комментарии проходят премодерацию.

— Здесь нет демократии и мы не обсуждаем свои решения.

— Мы рады адекватным собеседникам.

Простейшие нормы приличия позволяют пройти наш «фейс-контроль», если вам сложно понять нашу речь, специально для вас: правила комментирования на сайте.

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Ещё несколько последних записей в рубрике
Психология
Высокая самооценка поможет тебе стать вершителем своей судьбы
Высокая самооценка поможет тебе стать вершителем своей судьбы

4.0 55 Всё ещё мучаетесь вопросом на сколько хорошо или на сколько плохо иметь высокую...

Психология
воспитание детей
Стили воспитания детей, их разновидности и характеристики

5.0 85 Семья для каждого человека является обществом, благодаря которому он получает свой начальный опыт...

Психология
когда трудно общаться
5 признаков девушки, с которой трудно общаться или почему от неё бегут подруги и парни

4.0 77 Инициатива в общении не всегда бывает взаимной. Если кто-то в ответ на дружеские...

Психология
женщина говорит с мужчиной
Как понять, что имеет в виду женщина, когда говорит, перевод с женского языка на мужской

5.0 81 Совершенно очевидно, что мужчины и женщины говорят на разных языках — даже если...

Психология
перестать беспокоиться
Как нельзя вырваться из круга беспокойства или бесполезные стратегии избавления от беспокойства

5.0 50 «Мне непременно грозит увольнение», «для супруги я одно разочарование», «врач согласен с диагнозом...

Психология
Сексуальное развитие детей
Сексуальное развитие детей как часть воспитательного процесса

4.0 73 Краткое содержание конспекта на тему детской сексуальности: Детская сексуальность. Половое воспитание. Интимное воспитание....

Популярно
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!