ᐈ Чудо света Колосс Родосский
Оставайтесь с нами
Без рубрики

Чудо света Колосс Родосский

Эпоха, в которую жил великий полководец и царь Александр Македонский, весьма богата бурными и яркими событиями. Разрушались и возникали вновь не только города и страны, но и целые культуры. Исчезали с исторической арены одни народы и государства, появлялись другие, и всё это благодаря походам и завоеваниям Великого Александра, а также его соратников и военачальников.

Остров Родос, считавшийся в те времена одним из важнейших экономических центров Средиземноморья, тоже испытал великие потрясения, вызванные событиями, происходившими уже после смерти Македонского.

Дело в том, что до 332 года до н.э. островом владели персы, а затем, когда Александр покорил Персидское царство, он овладел и Родосом. Когда же Александра не стало, его империя была разделена на несколько владений.

Трое соратников и полководцев Македонского стали царями – Антигон, Селевк и Птолемей. Последний известен в истории как основатель египетской династии Птолемеев, и жители Родоса поддерживали его в борьбе за разделение империи. Соперник удачливого в политике Птолемея, Антигон, не смог этого вынести, и направил своего сына с войском к Родосу, приказав ему захватить мятежный остров и разрушить его столицу.

Столица острова также называлась Родосом, и её окружала высокая прочная стена, так что войску Деметрия, сына Антигона, пришлось использовать осадные машины, высокие, как башни. Их строили из дерева и устанавливали на колёса, используя высокое прямоугольное основание. Все осадные машины были снабжены мощными катапультами.

Конечно, с помощью таких машин было гораздо легче захватить любую крепость или город, к тому же у Деметрия было около 40000 воинов – гораздо больше, чем было жителей в осаждённом Родосе.

Город атаковали с нескольких сторон, с суши и с моря. Когда первые атаки закончились неудачей, Деметрий приказал построить огромную башню – более 45 метров высотой. Площадь периметра в основании башни составляла примерно 22 метра – сооружение грандиозное даже по нашим временам. Башня была тщательно покрыта толстыми шкурами и непробиваемыми щитами, чтобы воины, сидящие внутри, были защищены от стрел защитников города, а сверху было установлено множество катапульт.

Тем не менее, осаждающие и в этот раз не добились успеха – жители Родоса, сражаясь за свою свободу, активно и сплочённо сопротивлялись, и вылили на них столько кипящей смолы, нечистот и грязи, что огромная осадная башня завязла и не смогла сдвинуться с места.

Пока продолжалась осада, на помощь родосцам подоспел сильный флот Птолемея, и войскам Деметрия пришлось в спешке отступать, бросив оружие и осадные машины, в том числе и огромную башню. Именно это и стало основой для события, в результате которого на свет появился Колосс Родосский – одно из всеми признанных семи чудес света.

Разумеется, эта победа стала для жителей острова величайшей радостью, и они захотели увековечить память о ней. Было решено поставить у входа в гавань статую Гелиоса, греческого бога Солнца, считавшегося покровителем города Родоса и создателем самого острова. По преданию, остров Родос был вынесен Гелиосом на руках прямо из морских волн.

Оружие, брошенное воинами Деметрия, а также некоторые осадные машины были проданы, а вырученные деньги пошли на материалы для будущей статуи. Кроме того, бронзовые части некоторых осадных машин были расплавлены, и полученный металл тоже пригодился для строительства огромной скульптуры.

Известный римский писатель и историк Плиний, живший в I веке н. э., сообщал, что создание скульптуры было начато в 304 году до н.э., и закончено довольно быстро – через 12 лет. Статую Гелиоса возводили у входа в гавань, насыпав специально для этого искусственный холм. Её создателем стал известный скульптор Харес, ученик знаменитого Лисиппа, и он решил, что статуя бога будет стоять во весь рост.

До нас дошло несколько древних изображений Колосса Родосского, да и художники последующих веков с удовольствием рисовали это чудо света. Чаще всего Колосс изображался стоящим над входом в гавань так, что его ноги образовывали своеобразную арку, под которой проплывали корабли, прибывающие в Родос из разных стран античного мира. В одной руке Гелиос держал чашу с пылающим в ней огнём. Рисунки впечатляют, но была ли статуя на самом деле такой?

Более правдоподобной кажется версия, по которой Харес предложил придать статуе другую позу: почти полностью обнажённый стоящий бог придерживал левой рукой покрывало, спадающее к его ногам, а правая рука была поднята ко лбу, как будто он всматривается в морскую даль. По канонам того времени руки должны были располагаться по-другому, однако архитектор понимал, что в этом случае статуя не сможет стоять – сместится центр тяжести.

Когда статуя строилась, вместе с ней росла земляная насыпь, окружавшая её со всех сторон. Мастер сделал это по двум причинам: чтобы рабочим было удобнее собирать части скульптуры, и чтобы никто её не видел, пока работа не будет закончена полностью. Постамент, на котором стоял Колосс Родосский, возвышался над землёй почти на 15 метров, а сама статуя была примерно 33 метра высотой. Голову бога венчало украшение в форме солнца с расходящимися в разные стороны лучами, напоминающее венец современной статуи Свободы, стоящей в заливе Нью-Йорка.

Скульптура, сконструированная и собранная по замыслу Хареса, держалась на трёх огромных каменных колоннах, находившихся в её ногах и покрывале. На уровне пояса и плеч колонны соединялись железными балками. Конструкция Колосса представляла собой железный или стальной каркас, покрытый сверху чеканными бронзовыми пластинами, тщательно подогнанными друг к другу.

Есть версия, что бронзовым был только верхний слой статуи, а в основном Колосс Родосский был сделан из глины, которой обмазывался каркас. Наверное, отсюда и пошло известное выражение – «Колосс на глиняных ногах», и в целом версия кажется правдивой, потому что полностью металлическая статуя таких огромных размеров вряд ли могла бы держать собственный вес.

Сверкающий бог Гелиос в лучистом венце простоял на входе в городскую гавань всего 56 лет. Не слишком долго любовались горожане своим покровителем, который был издалека виден всем, кто подходил к Родосу на кораблях.

Сначала иноземные купцы и путешественники замечали блестящую статую, возвышающуюся над островом, а уже потом видели гавань и город. Но величественная и прекрасная скульптура была разрушена землетрясением, от которого сильно пострадал весь остров. Ноги Колосса, в которых было много глины, не выдержали и надломились в коленях, и гигантская статуя рухнула, расколовшись на несколько частей.

В таком виде Колосс Родосский пролежал ещё около 700 лет, поражая своими размерами и величием всех, кто его видел. По свидетельству Плиния, даже низвергнутый гигант вызывал у современников восхищение и уважение. Колосс был настолько огромен, что почти никому не удавалось обхватить руками даже один его большой палец, и ни одна статуя древнего мира не могла сравниться с ним размерами.

Современники сочувствовали родосцам, а египетский царь даже предложил им крупную финансовую помощь, чтобы восстановить статую, но они отказались, испугавшись повторного гнева Гелиоса: ведь они считали, что чем-то не угодили своему покровителю, и он покарал их, вызвав землетрясение.

Существование Колосса Родосского закончилось, когда в VII веке н.э. остров был захвачен арабами. Бронзовые части статуи были разобраны и разбиты, погружены на верблюдов и вывезены в Сирию, где они достались богатым евреям. В исторических источниках того времени говорится, что для этого понадобилось целых 900 верблюдов, и это только для того, чтобы вывезти остатки бронзовых пластин.

Можно сказать, что история этого чуда света имеет печальный конец, однако нас, живущих через тысячи лет, до сих пор восхищает мастерство древних скульпторов, архитекторов и строителей, создававших в трудные времена такие великие произведения искусства. Именно благодаря Колоссу Родосскому в нашем языке появилось слово «колоссальный», которым обозначают всё великое и мощное.

Говорят, что археологи нашли на дне родосской гавани кисть руки Гелиоса, а недавно появился проект создания его новой статуи, высотой от 60 до 100 метров. Замысел современных художников тоже впечатляет: статуя будет сделана из светящихся деталей, а на её сооружение уйдёт около 200 млн. евро. Но это уже совсем другая история…

Анна Кудряшова

Я руководствуюсь врожденными качествами человека - влечением к приобретению знаний и склонность к заботе об улучшении своей жизни.

Ещё несколько последних записей в рубрике
Без рубрики
мужчина и женщина в постели картинки
10 самых популярных ошибок женщин в ceкcе

Ошибки в постели совершают и мужчины и женщины, но сегодня мы остановимся на основных женских...

Без рубрики
женская сексуальность
Божественная сексуальность

Секс может быть опустошающим, а может быть наполняющим. Та сексуальная гимнастика, которой сейчас занимается большинство...

Без рубрики
себорея
Себорея — заболевание кожи, обусловленное нарушением функции сальных желез

Термин «себорея» переводится как «салотечение». Деятельность сальных желез меняется в сторону как гиперфункции, так и...

Без рубрики
Специалисты рассказали действительно ли нужен женщинам бюстгальтер

Женское белье – это нечто большее, чем просто предмет гардероба. Эти сокровенные наряды девушки покупают...

Без рубрики
Гормональное безумие

Самая распространенная причина, мешающая Вам похудеть Человеку, решившему раз и навсегда покончить с лишними килограммами,...

Без рубрики
Извлечение плода за тазовый конец

Извлечением плода за тазовый конец называют операцию, посредством которой плод, рождающийся в одном из вариантов...

Популярно
Do NOT follow this link or you will be banned from the site!